Незаконное подключение к сетям водоснабжения ответственность

Помогите сайту, поделитесь с друзьями:

Содержимое статьи:

Незаконное подключение к сетям водоснабжения ответственность

О штрафах за нарушение прав других лиц при отключении КУ у должника

Исполнитель КУ, отключив от холодного водоснабжения должника, оставил без воды и оплачивающего услуги потребителя. УФАС оштрафовало организацию на 600 тыс. руб. за нарушение правил недискриминационного доступа к водопроводным сетям. Читайте о том, согласился ли ВС РФ с таким решением надзорного ведомства.

Нарушение прав третьих лиц при ограничении подачи КУ в помещение должника

Полное или частичное ограничение предоставления коммунальной услуги в случае формирования по лицевому счёту абонента задолженности производится в соответствии с положениями разд. XI ПП РФ № 354.

При неполной оплате потребителем предоставленных коммунальных услуг исполнитель имеет право после предварительного уведомления ввести ограничение предоставления услуг или полностью их отключить до момента погашения задолженности (пп. «а» п. 117 ПП РФ № 354). При этом под задолженностью подразумевается сумма, превышающая 2 месячных размера платы, исчисленных исходя из норматива потребления (п. 118 ПП РФ № 354).

Действия по ограничению поставки ресурсов неплательщику не должны нарушать права и интересы потребителей, вовремя и в полном объёме оплачивающих коммунальные услуги (п. 121, пп. «б» п. 122 ПП РФ № 354).

Штраф от УФАС в 600 000 рублей за ограничение потребителю доступа к сетям

УФАС по Ростовской области привлекла к административной ответственности исполнителя КУ по водоснабжению за нарушение прав дисциплинированного потребителя.

Исполнитель отключил от ХВС должника – основного абонента. При этом технологическое присоединение соседей было произведено опосредованно, через сети неплательщика. Поэтому они также оказались без холодной воды, хотя вовремя и в полном объёме оплачивали счета.

Получив жалобу от потребителя на незаконное отключение от сетей водоснабжения, сотрудники УФАС провели проверку. Поскольку ранее организация привлекалась к ответственности за правонарушение по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, ведомство оштрафовало её на 600 000 рублей в соответствии с ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ – за повторное нарушение правил недискриминационного доступа к сетям водоснабжения.

Исполнитель КУ не согласился с таким решением и подал в суд, требуя признать постановление УФАС незаконным и отменить административные санкции. Истец настаивал на неверной квалификации правонарушения.

Отключение потребителя вместе с должником как нарушение правил доступа к сетям

Суды трёх инстанций: первой, апелляционной и кассационной – встали на сторону антимонопольного ведомства. Они исходили из того, что истец, отключив потребителя от сетей водоснабжения, нарушил правила недискриминационного доступа к централизованным сетям ХВС и создал препятствия для транспортировки ресурса по водопроводу (постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 644).

При этом был нарушен порядок введения ограничения предоставления коммунального ресурса, зафиксированный в разд. XI ПП РФ № 354: у исполнителя КУ не было законных оснований для отключения от ХВС потребителя, который был опосредованно подключён к сетям, но оплачивал коммунальные ресурсы в полном объёме.

Действия исполнителя КУ противоречили требованиям п. 121, пп. «б» 122 ПП РФ № 354 и привели к нарушению прав третьих лиц при отключении услуг должнику. Поставщик холодной воды не предпринял все зависящие от него меры для соблюдения интересов потребителей.

Также суды подтвердили правоту УФАС по РО в части определения статьи КоАП РФ: исполнитель КУ нарушил правила недискриминационного доступа к сетям водоснабжения. Надзорное ведомство правомерно привлекло поставщика ресурсов к ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ.

Жалоба истца на то, что по аналогичному нарушению он одновременно привлечён к административной ответственности ещё и органом ГЖН, также была отклонена. Кассационный суд предложил исполнителю КУ обжаловать предписание органа жилищного надзора в судебном порядке, поскольку постановление УФАС уже вступило в законную силу.

Отключение от услуг третьих лиц вместе с должником как нарушение режима предоставления КУ

Поставщик услуг по ХВС обратился в Верховный суд РФ, который отметил следующие важные обстоятельства дела:

  1. Исполнитель КУ прекратил поставку ресурса основному абоненту согласно пп. «а» п. 117 ПП РФ № 354, но при этом нарушил права опосредованного абонента, для отключения которого не было законных оснований.
  2. Действия истца привели к нарушению п. 121, пп. «б» п. 122 ПП РФ № 354. На этом основании орган ГЖН привлёк поставщика услуг по ХВС к ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ – за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
  3. Истец в отношении потребителя не допускал каких-либо нарушений правил подключения или технологического присоединения к соответствующим сетям, что не позволяет квалифицировать действия истца по отключению потребителя от КУ как нарушение по ст. 9.21 КоАП РФ.

Приняв во внимание эти факты, Верховный суд РФ постановил, что действия, совершённые исполнителем, должны быть квалифицированы как правонарушения по ст. 7.23 КоАП РФ. Максимальный штраф, предусмотренный этой статьёй для юридических лиц, составляет 10 000 рублей. Это в 60 раз меньше, чем штраф, выписанный УФАС в адрес исполнителя КУ по ст. 9.21 КоАП РФ.

Все принятые ранее по делу документы ВС РФ отменил, а также признал постановление Ростовского УФАС о привлечении поставщика ХВ к административной ответственности незаконным.

Запомнить

Управляющие организации, вводя полное или частичное ограничение режима потребления коммунальных ресурсов в помещениях должников, должны помнить о требованиях разд. XI ПП РФ № 354:

  1. Исполнитель КУ имеет право отключить жителя многоквартирного дома от услуг, если сумма его долга соответствует требованиям п. 118 ПП РФ № 354.
  2. Введение ограничения потребления КУ должно проводиться в соответствии с п. 119 ПП РФ № 354 после предварительного уведомления неплательщика о предстоящем ограничении.
  3. Отключение неплательщика от коммунальной услуги не должно приводить к аналогичному отключению или иному нарушению прав и интересов потребителей, вовремя оплачивающих услуги (п. 121, пп. «б» п. 122 ПП РФ № 354).

Если же из-за отключения должника пострадали другие потребители, то УО следует учитывать приведённое выше определение ВС РФ: подобное нарушение должно квалифицироваться по ст. 7.23 КоАП РФ как нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами. Статья предусматривает штраф для юридических лиц от 5 000 до 10 000 рублей.

Какая предусмотрена ответственность за незаконную врезку в водопровод?

Печальный опыт наших сограждан показал: получать коммунальные услуги честно всегда дешевле. Самовольное подключение к сетям водоснабжения, например, к собственной бане, уличной колонке без разрешительных документов, считается противозаконным, за что предусмотрены штрафные санкции и иные меры ответственности.

Кто имеет право подключать

Организации, являющиеся владельцами магистральных сетей, берут плату за предоставление услуг населению по водоподаче и водоотведению. Кроме того, несут ответственность и издержки за их эксплуатацию. Поэтому при необходимости врезки, хозяин объекта должен обязательно согласовать техническую возможность такого подключения. Исполнительная организация проконтролирует все этапы монтажа к транзитному потоку.

Что считается незаконной врезкой

Правовое толкование понятия «несанкционированное подключение к водопроводу» определяет использование услуги без оформления официальных взаимоотношений с предприятием водопроводно-канализационного хозяйства (далее ВКХ) или технические погрешности при выполнении регламента (постановление Правительства РФ № 167 от 12.02.1999). Это:

  • переоборудование несущих сливов, подводов, иных конструкций;
  • демонтаж и замена счетчиков в личных интересах;
  • отсутствие договорных отношений с обслуживающей организацией.

Самовольное пользование системами водоснабжения – это нарушение, при котором поставщик имеет основания предъявить судебный иск по взысканию ущерба (ст. 7.20 КоАП РФ).

Правила подключения к водопроводной сети

Поскольку работа систем контролируется предприятиями ВКХ, то монтирование новых ответвлений входит в функциональные обязанности специалистов службы. Участие в процедуре возможно по предварительной договоренности с соответствующей организацией – поставщиком. Этапы законной врезки следующие:

  • заключение соглашения на оказание услуги, оплата;
  • проведение работ – укладка труб согласно проекту и т. д.;
  • ввод в магистральную систему при помощи технических приборов и с участием специалистов;
  • монтаж и поверка счетчиков воды.

Для минимизации конфликтов между ВКХ и потребителем в вопросах соблюдения правил эксплуатации, соответствия средств измерения метрологическим характеристикам, процедура контроля таких приспособлений в России является обязательной. Осуществляется согласно требованиям:

  • Федерального закона РФ от 26.06.2008 №102–ФЗ (ред. от 23.06.2014) «Об обеспечении единства измерений»;
  • постановления Правительства России от 06.05.2011 № 354 (ред. от 27.03.2019 с изм. от 10.07.2018) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» вместе с «Правилами предоставления …».
  • для абонентов столицы дополнительное разъяснение, содержится в постановлении Правительства Москвы от 27.07.2019 № 831–ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 10.02.2004 №77–ПП».
Обратите внимание!  Сантехника в новостройке разводка водоснабжения и канализации

Теперь проверка осуществляется по рекомендуемым указаниям в техническом паспорте счетчика. Обычно – это каждые 4 года для прибора учета горячей воды, 6 – для холодной. Во время эксплуатации абоненты должны строго следовать правилам общего пользования коммунальными водопроводом и канализацией. Запрещается:

  • привлекать лиц, не имеющих разрешения на проведение соответствующих работ;
  • включать в монтаж приборы, не соответствующие техническому регламенту врезки;
  • вносить какие-либо изменения, связанные с работой счетчиков и других контрольно-измерительных приспособлений.

Игнорирование вышеуказанных условий может обернуться неблагоприятными последствиями:

  • снижение давления в трубах на всех этажах домостроения;
  • вследствие отсутствия или недостаточной дезинфекции воды – ухудшение ее питьевых свойств;
  • неграмотное проведение монтажа скажется на работе всей системы в целом;
  • возникновение разногласий между абонентами (затопление и т. д.).

Соблюдение техники безопасности является неоспоримым условием на всех этапах эксплуатации оборудования.

Читайте также:

Необходимые документы

Перечень предоставляемой информации уточняется в водоснабжающей организации населенного пункта. Обычно он следующий:

  • заявление на установку;
  • разрешение местной администрации (выдается, если имеются выводы организации ВКХ о возможности врезки);
  • техусловия;
  • нормативно-техническая обоснованность, проект;
  • договор.

Подготовка документов – довольно ответственный этап. От него во многом зависит успех дальнейших действий.

Какие последствия несанкционированного подключения

Самовольная незаконная врезка в водопровод является поводом для привлечения лица к административному наказанию. Ответственность может быть и уголовной, если правонарушение будет расценено как хищение (ст. 165 УК РФ).

К водопроводу

Незаконное подсоединение подлежит приведению в первоначальное состояние. Штраф за самовольное подключение воды предусматривается постановлением Правительства РФ №776 от 04.09.2013, содержащим «Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод», а также ст. 7.20 КоАП РФ. Может составить:

  • гражданам 1000–1500 р.;
  • должностным лицам до 3 тыс. р.;
  • юридическим – до 30 тыс. р.

Сумма погашения за использованный ресурс определяется пропускной способностью трубы в течение 24 часов со скоростью 1,2 м/с. Например, при диаметре в 15 мм за 30 суток возмещение составит примерно 8626,89 р. (S = P*D*V, где P – сечение трубы, м3; D – дней в прошедшем полугодии; V – стоимость м 3 ).

Причем от нарушителя потребуют оплату за демонтаж установленного оборудования для незаконного отбора воды и за последующую процедуру подключения. Поставщик, понесший материальный ущерб, имеет право заявить о своих претензиях в рамках уголовного дела, и тогда штраф за врезку в водопровод может быть начислен за 3 года.

К канализации

Еще одна проблема для ВКХ. Водоотведение согласно «Правил пользования коммунальными системами» – это организация доставки сливных отходов от абонента к месту очистки. Незаконная врезка в канализацию – еще один вид нарушения регламента эксплуатации магистральных трубопроводов. Правовая база регулирования проблем самовольных монтажей, наказаний и сумм возмещения та же. Однако в ситуации с канализацией нарушители обязаны:

  • основываясь на п. 34 «Правил предоставления коммунальных услуг…» от 23.05.2006, а также постановлении Правительства РФ №307 оплатить несогласованную эксплуатацию системы за 6 месяцев, начиная отсчет с момента обнаружения либо последней проверки (но до 3 лет);
  • провести демонтаж несанкционированной части системы отведения.

Штраф за незаконную врезку в канализацию «выливается» не только в значительные финансовые, но и репутационные потери для хозяина. Выявленные при проверочных рейдах нарушения фиксируются в заключении выездной комиссии.

Акт о самовольном подключении

На основании п. 63 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 специалисты при обнаружении «новых»присоединений должны дать письменное заключение. Документ станет основанием для дальнейшего решения вопросов по санкциям. Акт о самовольном подключении к водопроводу содержит следующую информацию (см. образец документа ниже):

  • временные характеристики;
  • расположение объекта;
  • данные проверяющих лиц;
  • выявленные факты нарушения;
  • сведения о хозяине;
  • описание места незаконной врезки;
  • информацию об организации – поставщике, к магистрали которой производилось присоединение отвода.

Документ подписывается официальными лицами, а также потребителем. На основании предъявленной доверенности права хозяина может защищать его представитель. В случае отсутствия проверяемых лиц, для засвидетельствования факта привлекаются соседи. Нарушитель уведомляется письмом.

Ваш браузер не поддерживает фреймы

Можно ли избежать ответственности

Рассмотрим основные варианты.

  1. Узаконить нелегальную врезку – денежные затраты при этом будут наименьшими, нежели суммы на возмещение убытков и погашение штрафов.
  2. Ликвидировать последствия.
  3. Потребитель не имел понятия о незаконном отведении, или, несмотря на несанкционированное подключение, продолжал производить оплату в полном объеме.

В любом случае нелегальная экономия не принесет ожидаемого результата.

Как узаконить врезку

При обращении в территориальный абонентский отдел обслуживающей организации ВКХ написать заявление и представить:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • подтверждение права собственности на домовладение, техпаспорт;
  • техническую информацию по водоснабжению.

При проведении врезки без нарушений СНиПов, её демонтаж можно не производить. Следующим этапом будет сбор требующихся документов (разрешения, согласования, справки). Для экономии времени, средств и нервов можно обратиться в частную компанию, оказывающую платные услуги по всем видам монтажа наружных сетей водопровода и канализации. Обычно пишется заявление на присоединение нового участка линии и составляются проектные документы. Избавление от проблемы – дело времени.

Судебная практика

Анализируя разнообразие и многочисленность вынесенных инстанциями Фемиды решений по рассматриваемой проблеме, можно с уверенностью сказать, что граждане все чаще пытаются переложить свои финансовые проблемы на чужие плечи. В этой роли зачастую выступают коммунальные службы. Судебная практика четко показывает итоговое начисление немалых штрафов, а иногда и привлечение к уголовной ответственности за несанкционированное подключение к водопроводу. Но взглянуть более осмысленно на ситуацию и вразумить наших соотечественников получается не всегда.

Итоги

Норматив потерь (утечек) по России составляет от 20 до 25%. А вода – стратегический ресурс, и за него нужно платить. Поэтому так важно соблюдение баланса между объемами ее добычи и реализации. Для решения этой проблемы во многих регионах страны вводятся в том числе и временные моратории. Абоненты, которые воспользуются льготным периодом и заключат соглашения, оплачивать уже полученную услугу не будут. Причем для того чтобы попасть под его действие, достаточно одного заявления от абонента, а документы можно собирать уже позже.

Нелегальное подключение к центральному водоснабжению

Некоторые люди решаются произвести самовольную врезку в центральный водопровод, а уже после заняться оформлением документов. Делать этого категорически нельзя, ведь нелегальное подключение к водоснабжению влечет административную ответственность. Давайте разберёмся какие штрафы предусмотрены за незаконное использование центрального водоснабжения и можно ли от них улизнуть.

  1. Легальный порядок подключения к водопроводной сети
  2. Когда подключение считается фактом нарушения
  3. Как избежать ответственности за самостоятельное подключение к водопроводу
  4. Суммы штрафов при незаконном использовании водопровода
  5. Вывод по врезке в водопровод

Легальный порядок подключения к водопроводной сети

Согласно этого документа незаконной врезкой считается любое подключение в магистраль водопровода либо в водоотведение своего соседа без заключения потребительского договора и согласования своих действий с обслуживающей организацией (и соседом).

В ответ данная организация составляет Акт о нарушении, где подробно фиксирует происшествие. Подготавливает соответствующие документы, подсчитывается возможный причиненный ущерб.

После чего эта организация обращается в суд для принятия решения согласно действующего законодательства. Соответственно, суд применяет наказание в виде штрафа за незаконную врезку в водопровод.

Для законопослушных граждан предусмотрен следующий порядок:

  1. В обслуживающую компанию подается заявление о необходимости подключения к водопроводу;
  2. там составляют техническую документацию и план разводки;
  3. согласно плану, получив разрешение на присоединение, заказчик своими силами роет траншею, делает разводку;
  4. в назначенное время представители компании производят подключение, устанавливают счетчик и опломбируют его;
  5. заказчик заключает потребительский договор и оплачивает стоимость данных услуг.

На этом процедура подключения считается окончена и человек спокойно пользуется водопроводом.

Когда подключение считается фактом нарушения

Самовольное несанкционированное подключение к водопроводу считается нарушением. Для признания данного факта нарушение должно подпадать под один из следующих пунктов:

  • самовольная врезка без предварительного получения разрешения и соответствующей документации в общий водопровод и в частное ответвление;
  • нарушение технических требований, установленных в законных актах;
  • пользование водой без счетчика или его опломбирования;
  • самовольное вмешательство в конструкцию водопровода с целью произвести подключение в обход водомера.

Инспекторами коммунального хозяйства регулярно проводятся рейды по проверке правил использования водопровода и выявления нарушителей. После фиксации правонарушения составляется Акт и направляется в суд.

Согласно действующего законодательства согласно административного кодекса предусмотрен штраф за врезку в общий водопровод. Для физических лиц штрафные санкции предусматривают до 1,5 тысячи рублей, для юридических – до 30 тысяч рублей. Окончательное решение остается за судьей.

Важно понимать, что самовольная врезка может привести к аварии в общей магистрали. От этого пострадают соседи, у виновника испортится репутация не только перед водоканалом, но и перед соседями. Кроме того, непрофессиональная врезка приведет к понижению напора воды в общей системе и в подключаемом водоотведении, в том числе.

Как избежать ответственности за самостоятельное подключение к водопроводу

Бывают случаи, когда несанкционированная врезка в водопровод уже произведена и владелец по каким-либо причинам о ней узнал случайно. Что же ему делать с этим? Единственно верным решением будет самостоятельное обращение в обслуживающую компанию с заявлением о выявленном нарушении:

  • Если владелец домовладения не был инициатором данного административного нарушения, вероятно в отношении его будет вынесено предписание на устранение незаконного подключения и от ответственности он будет освобожден.
  • Если человек виновен в нарушении за самовольное подключение к сетям водоснабжения, а потом одумался и решил раскаяться. В таком случае, будут приняты во внимание смягчающие обстоятельства. Дальше все будет зависеть от руководства обслуживающей компании или судьи.

В любом случае наиболее правильным решением будет заключение мирового соглашения с обслуживающей компанией.

Конечно, есть вариант произвести самостоятельное отключение, демонтировать трубу и дальше подключать водоотведение в законном порядке. В таком случае человек рискует быть замеченным во время проведения этих действий инспекторами водоканала. При фиксации ими данного правонарушения будет сложно доказать свою невиновность.

Суммы штрафов при незаконном использовании водопровода

Суммы возможных штрафов на данное правонарушение установлены в постановлении правительства Российской Федерации №776 от 4 сентября 2013 года.

Если дело доходит до суда, тогда решение сможет принять только судья. Согласно законодательству за незаконную врезку в водопровод предусматривает штраф для:

  • физических лиц до 1,5 тысячи рублей;
  • должностных лиц до 3 тысяч рублей;
  • юридических лиц до 30 тысяч рублей;
  • помимо этого правонарушитель может заплатить судебные издержки;
  • возместить причиненный ущерб, насчитываемый из расчета периода несанкционированного отбора воды (не более 3 лет), который умножается на скорость утечки 1,2 м/с. В результате, насчитывается сумма возможного ущерба значительно больше реально затраченной в законном порядке.

Следует понимать, что все зависит от решения судьи. Только он может признать человека виновным и назначить наказание в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, судья имеет право назначить наказание меньше нижнего предела прописанного в санкциях соответствующих статей.

Вывод по врезке в водопровод

Как видим, самовольное подключение к сетям водоснабжения обязательно приведет к административной ответственности и штрафу. В результате, сэкономить не получится. Правильным решением будет обратиться в водоканал, узаконить врезку и спокойно пользоваться водоснабжением. Лучше не испытывать судьбу, избежать судебного разбирательства и наслаждаться комфортной жизнью с законным водопроводом. Будьте законопослушными!

Статья 7.20 КоАП РФ. Самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения (действующая редакция)

Самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 7.20 КоАП РФ

Комментируемой ст. 7.20 КоАП РФ предусмотрена ответственность за самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области охраны собственности на централизованные системы водоснабжения и водоотведения. Основополагающими для данной сферы являются следующие правовые акты:

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;

Постановление Правительства от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее — Правила N 354);

Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167 (далее — Правила N 167);

Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83.

Статья 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» содержит основополагающие понятия:

централизованная система горячего водоснабжения — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее — открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее — закрытая система горячего водоснабжения);

централизованная система водоотведения (канализации) — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения;

централизованная система водоотведения поселения или городского округа — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения с территории поселения или городского округа;

централизованная система холодного водоснабжения — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.

«. с учетом приведенных понятий Закона о водоснабжении и водоотведении в рассматриваемом случае имеет место слив воды на централизованную систему водоотведения (канализационную сеть — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод), а не подключение, то есть технологическое присоединение к централизованной системе водоотведения (канализационной сети).

Данный вывод суда апелляционной инстанции согласуется с позицией законодателя, который Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 N 1134 пункт 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», после абзаца седьмого дополнил абзацем следующего содержания:

«самовольное подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения) — присоединение к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) централизованной системе водоотведения, произведенное при отсутствии договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения или с нарушением его условий;».

С учетом указанного суд апелляционной инстанции считает, что в действиях общества отсутствует событие вмененного административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.20 КоАП РФ — самовольное подключение к централизованным системам водоотведения» (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2017 N 04АП-6470/2016 по делу N А78-11485/2016).

Подпункт «е» п. 35 Правил N 354 установлено, что потребитель не вправе несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.

В соответствии с п. 62 Правил N 354 при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее — несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан составить акт о выявлении несанкционированного подключения в порядке, установленном указанными Правилами.

На основании акта о выявлении несанкционированного подключения исполнитель направляет потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.

Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения — по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения — с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Проверку факта несанкционированного подключения потребителя в нежилом помещении осуществляют исполнитель в порядке, предусмотренном Правилами N 354, в случае если ресурсопотребляющее оборудование такого потребителя присоединено к внутридомовым инженерным сетям, и организация, уполномоченная на совершение указанных действий законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, в случае если такое подключение осуществлено к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения до ввода в многоквартирный дом и потребление коммунального ресурса в таком нежилом помещении не фиксируется коллективным (общедомовым) прибором учета.

Объем коммунальных ресурсов, потребленных в нежилом помещении, при несанкционированном подключении определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев самовольного подключения.

2. Объективная сторона состава правонарушения выражается в активных действиях, состоящих в самовольном, т.е. незаконном, неразрешенном либо прямо запрещенном подключении с помощью технических средств (устройств) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.

Самовольное присоединение к системам водоснабжения или канализации означает присоединение, произведенное без разрешительной документации либо с нарушением технических условий. Например, как незаконное подключение к централизованной системе водоотведения рассматриваются действия, в результате которых труба канализационного коллектора, предназначенного для отведения сточных вод, образовавшихся в результате хозяйственно-бытовой деятельности населения, технически сообщена с ливневой системой водоотведения (см. решение Архангельского областного суда от 16 марта 2017 г. по делу N 7Р-161/2017).

Разрешительная документация — разрешение на присоединение к системам водоснабжения (канализации), выдаваемое органами местного самоуправления по согласованию с местными уполномоченными органами, и технические условия на присоединение, выдаваемые организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

В объективную сторону данного правонарушения входит в том числе отсоединение счетчиков и других контрольных измерительных приборов, определяющих количество потребленной воды, изменение показателей контрольно-измерительных приборов (см., например: решение Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 4 октября 2016 г. по делу N 2-282/2016).

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

«. общество произвело перекладку труб существовавшей системы ливневой канализации. Действия по перекладке труб существовавшей системы ливневой канализации не образуют состав правонарушения, предусмотренного ст. 7.20 КоАП РФ.

Кроме того, согласно пояснениям представителя Управления указанные сети являются бесхозными. Доказательств балансовой принадлежности спорных сетей ливневой канализации в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что административным органом не доказано наличие в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.20 КоАП РФ» (Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2011 по делу N А43-28220/2010).

3. Субъекты данного правонарушения — граждане и юридические лица, а также должностные лица, осуществившие самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.

«. материалы административного производства не содержат доказательств события вмененного Обществу правонарушения, а также то, что ООО «Норд-Вест» является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.20 КоАП РФ, так как не доказан факт самовольного подключения ООО «Норд-Вест» к централизованным системам водоснабжения и водоотведения» (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2012 по делу N А19-5952/2012).

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

«. с субъективной стороны состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.20 КоАП РФ, характеризуется умышленной формой вины.

При разрешении данного дела вопросу виновности должностного лица в совершении указанного административного правонарушения никакой правовой оценки не дано.

Факт того, что директор ООО «Энергетик» Садков В.Г. умышленно осуществил самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, материалами дела не подтвержден.

При таких обстоятельствах Постановление государственного бассейнового (территориального) инспектора по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов по Дальневосточному федеральному округу от 14 декабря 2010 года, решение судьи суда района имени Лазо Хабаровского края от 17 января 2011 года и Постановление заместителя председателя Хабаровского краевого суда от 28 марта 2011 года, вынесенные в отношении Садкова В.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.20 КоАП РФ, подлежат отмене» (Постановление Верховного Суда РФ от 10.11.2011 N 58-АД11-3).

5. Из буквального толкования диспозиции ст. 7.20 КоАП РФ следует, что специальной нормой по отношению к ней является ст. 8.2 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Самовольное подключение к сетям водоснабжения, незаконная врезка: ответственность, штраф, акт и судебная практика

Прежде всего нужно разобраться, что значит «незаконно подключаться к водопроводу», в чём оно находит своё выражение…

Незаконное подключение к водопроводу: ответственность, штраф за врезку

Определение. Подключение к водопроводу осуществляется на основе договора со снабжающей организацией. В отличие от этого, «подключать незаконно» означает самовольно, то есть самостоятельно подсоединятся к водопроводу без разрешения соответствующей инстанции.

За такое деяние в Российской Федерации предусмотрена ответственность.

Штраф за самовольное подключение воды в частном доме

Штраф за несанкционированное подключение к водопроводу, например, в деревенском доме, предусмотрен КоАП в статье 7.20. Размер штрафа составляет:

  • Для обычных граждан: 1000 – 1 500 рублей.
  • Для должностных лиц: 2 000 – 3 000 рублей.
  • Если вы — юридическое лицо: 20 000 – 30 000 рублей.

Помимо этого, нарушителю грозит начисление платы за период незаконного потребления ресурса.

Начисление за самовольное подключение к водоразборной колонке

За подключение к колонке без разрешения этого соответствующих органов, гражданину начисляется определённая плата на основании пункта 62 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Размер начислений зависит от пропускной способности трубы и круглосуточной работы колонки с периода, когда было обнаружено незаконное подключение и до момента, когда нарушитель его устранил.

Бездоговорное потребление воды юр. лицами

Под таковым бездоговорным, закон понимает несколько случаев потребления:

  • в отсутствии договора;
  • выше нормы, указанной документе;
  • с нарушением режима.

При обнаружении одного из этих моментов составляется акт о безучетном потреблении воды и проводятся особые расчёты. Они аналогичны с теми, что применяются про незаконном потреблением H2O в частном доме.

Штраф за самовольное подключение к канализации

В этом случае речь идёт о незаконном подключении к системе водоотведения. Сумма штрафа за это такая же, как и в рассматриваемом выше случае. И также помимо него придётся заплатить начисленные суммы за использованный ресурс.

Выездная проверка водоканала в частном доме

Ресурсоснабжающие организации устраивают подобные проверки проверки с разной периодичностью, однако чаще всего основанием для неё являются жалобы населения. Выезды работников устраиваются для проверки работы приборов учета, сверки показаний и для поиска незаконных врезок в водопровод и иные системы поставки коммунальных услуг.

Такие проверки могут быть плановые, когда сотрудники выезжают на место в давно определённый момент. А бывают внеплановые, когда специалисты отправляются в определённое место по какой-то причине: жалоба, сбой в работе, неточные показания и другое.

Как найти врезку

Для поиска подобных подключений обычно используют визуальный осмотр. У каждого Водоканала есть схемы соединений, по которым можно проверять есть ли определённая врезка на них или нет.

Сторонние организации предлагают свои услуги по поиску незаконных врезок с помощью специального оборудования.

Можно ли не пускать в квартиру, в дом сотрудников УК, ЖКХ, водоканала для проверки счетчиков или несанкционированных врезок

Не впускать, конечно же, можно, но за это будут последствия. Порядок проверки счётчиков и другого оборудования расписан в Постановлении Правительства «О предоставлении коммунальных услуг…». В нём ясно сказано, что организация имеет полное право проводить такие проверки не чаще 1 раза в полгода.

Однако у компании есть обязанность предупредить об этом жильцов за 2 недели до проведения.

У хозяина есть законные основания не впустить представителей организации к себе домой, предупредив как минимум за 2 дня до проверки о своём отсутствии.

В случае, если жилец никого не предупредил и не впустил представителей, то они составляют соответствующий акт об отказе в допуске к прибору учёта. Когда пройдёт 3 месяца с момента его составления, организация имеет полное право проводить расчёты не по фактическим показаниям, а по нормативам.

Типовой акт о бездоговорном потребление водоснабжения и водоотведения

Акт о бездоговорном (безучетном) потреблении воды составляется в произвольном порядке. Какие-либо образцы отсутствуют, каждая компания вправе использовать собственную форму бланка. Чаще всего в таких случаях используют акт о самовольном подключении к водопроводу, см. ниже.

Акт о самовольном подключении к водопроводу

Образец этого документа можно скачать по ссылке. ⇐

Как избежать штрафа за незаконную врезку в водопровод

Есть способы, которые помогут избежать ответственности за несанкционированное использование водного ресурса:

  • Не осуществлять такое использование путём врезки в трубопровод без разрешения снабжающей организации.
  • Устранить нарушение.
  • Узаконить.

Многим, кто использует подобные методы обеспечения своих домов ресурсами, не понравятся предложенные варианты, однако они являются законными, а главное устранят возможную ответственность и санкции.

Как узаконить водопровод в частном доме

Что из себя вообще представляет эта процедура узаконивания врезки? Это всего лишь официальное удостоверение присоединения к системе водопровода.

Для того, чтобы оформить всё легально потребуется обратиться в компанию — собственницу водопровода со следующим перечнем бумаг:

  • Заявление.
  • Паспорт.
  • Документы, подтверждающие право собственности на дом, куда осуществляется подключение.

Возможно, также придётся своими руками произвести демонтаж старой врезки, если она не будет соответствовать технических и иным требованиям.

Однако это является опасным занятием, которое может повлечь непредвиденные последствия, поэтому лучше обратиться с такой работой к профессионалам.

Самовольное подключение к сетям водоснабжения судебная практика

Рассмотрим несколько примеров дел по рассматриваемому вопросу.

1. «Саратовводоканал» обратился в суд с исковым заявлением к гражданину на основании того, что в ходе плановой проверки состояния трубопровода была обнаружена незаконна врезка. Она вела к дому этого человека.
Водоканал направил ему претензию с требованием устранить правонарушение, однако ответчик проигнорировал её. С учётом этого, организация попросила суд взыскать сумму в размере 162 000 рублей, то есть были проведены начисления на всё время пользования данной врезкой.

Сам ответчик не признал свою вину и попросил отклонить иск, обосновывая это тем, что он купил дом и на тот момент там уже была вода, а это значит, что несанкционированное подключение установил предыдущий владелец. Никаких врезок он сам не делал.

В суде было допрошено несколько лиц, которые подтвердили, что с самой постройки дома там уже была вода. Также они сказали, что их дома обеспечиваются водой посредством централизованного водопровода, а в жилище ответчика идёт отдельная водопроводная труба с холодной водой.

Была проведена соответствующая экспертиза, которая показала, что дом истца действительно подключён к водоснабжению, однако не водопроводом, а посредством водоразборных колонок.

В итоге суд постановил, что действительно был факт самовольного подключения к водопроводу и взыскал с ответчика требуемую сумму.

2. Во втором примере аналогичная ситуация. Компания обратилась с иском к гражданину по факту обнаружения незаконной врезки с требованием взыскать сумму в размере 172 000 рублей. Она также самостоятельно произвела отключение гражданина от водопровода. Ответчик не стал оспаривать факт несанкционированной врезки, однако не согласился с суммой взыскания. В ходе судебного заседания были произведены расчёты, которые показали, что плата за эту врезку и вовсе составляет около 800 000 тысяч. Ответчик отказался оспаривать названную в иске сумму и согласился на 172 000 рублей.

Не удалось найти судебные решения, где дело было выиграно гражданином-ответчиком. Зато имеется огромное число судебных решений в пользу ресурсоснабжающих организаций. Это может говорить о том, что доказать незаконное вмешательство в водопровод очень легко и поэтому не следует доводить дело до суда.

Куда обращаться для подключения в соответствии с законом

Для подключения к системам водоснабжения и водоотведения следует обращаться в ближайший водоканал. Если вы живёте в многоквартирном доме и у вас нет воды, то можно обратиться в вашу управляющую компанию.

Жить без горячей и холодной воды невозможно, но воровать её плохо, а пользоваться в России бесплатно нельзя. Несанкционированное подсоединение к системам водоснабжения наносит серьёзный ущерб не только компании — поставщику воду, но и людям, которые за неё добросовестно платят.

Помимо этого, такое вмешательство может спровоцировать поломку всей системы снабжения. А если дело с незаконной врезкой дойдёт до суда, то можно и вовсе попасть на большие суммы и это, не считая административного штрафа.

Поэтому лучше так не делать, устранить нарушения, если они есть или легализовать соединение, а лучше всего сразу всё сделать согласно положениям закона.

Комментарии запрещены.

Scroll Up